Детский сад № 46

'Детский сад № 46'

ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Гармоничное развитие ребенка включает в себя развитие тела, души и духа.

Развитие тела- физическое развитие, сильное и выносливое тело, прекрасное здоровье, а значит , и способность воспринимать различные потоки энергии.

Развитие души- чувственный и эмоциональный опыт, овладение искусствами, восприятие искусства (общение с Красотой).

Развитие духа- познание мира и себя.

Все эти составляющие на самом деле тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Развитие только какой-то из этих областей без развитие других возможно лишь до определенного уровня. Поэтому если все же решитесь помочь своему ребенку развиваться гармонично, то желательно с самого начала воспитания обращать внимание на то, чтобы не было чрезмерного развития какой-либо из составляющих в ущерб других.

 Движение как таковое может по своему действию

заменить любое лекарство, но все средства мира

не в состоянии заменить действия движения.

Тиссо

Древне греческий философ Платон называл движение «целительной частью медицины». Во многом то, насколько человек заботиться о своем здоровье и занимается физическими упражнениями, зависит от воспитания. Если родители хотят, чтобы их ребенок был здоров, жизнерадостен и умен, им обязательно нужно развивать двигательную активность ребенка, начиная с самого раннего возраста. В соответствии  с законами природы энергетическая целостность организма находиться в прямой зависимости  от функционирования скелетных мышц. И самое главное заключено в том, что в ответ на физические нагрузки у ребенка происходит не столько увеличение массы мышц, сколько рост структурно-энергетических потенциалов организма. Все это впоследствии ведет к увеличению всех функциональных возможностей. Вывод из вышесказанного следующий: раннее физическое развитие ребенка определяет его функциональные возможности в будущем.

Под влиянием физических упражнений укрепляется нервная система, обеспечивается высокая согласованность в деятельности мышц, сердца, легких и других органов и тканей.

Особо следует отметить связь между физическим развитием ребенка и развитием его интеллекта, что доказывают многочисленные исследования ученых, проводившиеся во многих странах мира.

Физкультура - всестороннее совершенствование человеческого тела путем физических упражнений, соблюдения правильного режима в быту и труде.

Физкультура - физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

 

Ниже предлагаем наиболее общие рекомендации по выполнению физических упражнений:

1.      Заниматься лучше всего на природе или же в хорошо проветренном помещении.

2.      Заниматься нужно после того, как опорожнены мочевой пузырь и кишечник. Если в процессе занятий возникает потребность опорожнить мочевой пузырь или кишечник, необходим сразу же это сделать.

3.      Костю или любая другая одежда спортивная для занятий физкультурой не должна стеснять движения. Желательно, чтобы в одежде было как можно меньше синтетических волокон.

4.      Не рекомендуется заниматься на полный желудок.

5.      Оптимально время для занятий – утро после выполнения комплекса утренней гигиены.

6.      При занятии физическими упражнениями нужно соблюдать принцип постепенности, не спешить.

7.      Нужно соблюдать принцип регулярности, желательно ежедневные занятия

8.      Физические упражнения должны вызывать положительные эмоции и ощущения, если же наоборот значит, что-то выполняется не правильно или возможно взята большая нагрузка, чем требуется.

9.      Дыхательные упражнения то же важны, важно правильно дышать.

10.  Так же очень полезны водные процедуры после занятий.

 

Как выбирать кружки и секции?

Многие родители полагают, что чем больше кружков, групп и секций посещает их ребенок, тем лучше. И вот, подхватив чадо под мышку, взмыленная мама везет его с музыки на английский, с хореографии на рисование. Поспим в метро, пообедаем из термоса в коридорчике, погуляем по дороге с тенниса на оригами… Все родственники включаются в сумасшедшую гонку по транспортировке малыша на занятия и обратно, подготовке к разнообразным выступлениям и конкурсам, изготовлению пособий и костюмов.

Конечно, очень хочется успеть везде и всюду, вложить в своего малыша как можно больше, но все же, выбирая кружки и секции, стоит прислушаться к голосу здравого смысла и мнению самого малыша.

До трех лет ребенка лучше вообще никуда не водить. Сейчас появилось много развивающих групп для самых маленьких, но, как правило, они не предлагают ничего, кроме пальчиковых игр, ритмики и рисования. Иногда к этому «джентельменскому набору» добавляется обучение чтению по кубикам Зайцева. Всем этим вы с успехом можете заниматься и дома, а дорога и шумная компания новых знакомых будут только утомлять малыша и отвлекать его от занятий. К тому же, в студии вы наверняка помимо знаний получите в качестве «бесплатного приложения» целый букет вирусов и детских болезней.

В три-четыре года ребенка можно уже записать в один-два кружка. Но сначала подумайте, не можете ли вы чем-то заниматься самостоятельно. Если папа — мастер спорта по шахматам, вряд ли есть смысл тратить время и силы и таскать ребенка в секцию. Да и английский язык с бабушкой пойдет совсем не хуже чем с чужой тетей, при условии, конечно, что бабушка готова заниматься систематически, а внук воспринимает ее в роли учителя.

Дорога до кружка не должна занимать больше времени, чем сами занятия. Лучше всего, если можно добраться пешком. Если у вас нет возможности отвозить малыша на машине, постарайтесь, чтобы до места занятий можно было добраться без пересадки и не приходилось долго ждать транспорта. Никогда не ездите с детьми в часы пик. Не стоит ходить в кружки чаще двух, максимум, трех раз в неделю. Занятия должны проходить в удобное для малыша время, не нарушать режим его дня.

Не стоит стремиться в так называемые «студии гармоничного развития», где с ребенком занимаются сразу несколькими предметами (как правило, иностранный язык, развитие речи, музыка, рисование). Занятия в таких группах строятся по принципу школьных, с партами, уроками, звонками, часто даже с домашними заданиями. Все это, конечно, абсолютно неприемлемо для дошкольников, тем более, младших. Кроме того, нет абсолютно никакой гарантии, что все педагоги одинаково понравятся вашему ребенку, а платить вам придется за все сразу, да и программа, как правило, мало чем отличается от детсадовской, так что игра не стоит свеч.

Поговорите с малышом, расспросите, чем бы ему хотелось заняться. Отправьтесь с ним в ближайший дом детского творчества или культурный центр на день открытых дверей, пусть он сам выберет, какие кружки ему нравятся. Даже если его выбор не оправдает ваших ожиданий, не спешите спорить: может, живой уголок действительно подойдет вашему ребенку больше бальных танцев. В конце концов, если малыш ошибся, из кружка всегда можно будет уйти.

Обязательно лично познакомьтесь с педагогом. Прежде всего, это должен быть добрый, обаятельный, искренне любящий детей человек. Кроме того, педагог должен быть профессионалом высокого класса. Дело даже не в наличии специального диплома, а в реальном владении предметом, умении толково и весело преподать его детям, заразить их любовью к нему. Попросите разрешения посетить занятия. Хороший педагог, которому нечего стыдиться, вам в этом не откажет. Ну, а если откажет, уже одно это должно вас насторожить. На занятиях прежде всего обратите внимание, какая атмосфера стоит в классе. Кружок – не детский сад и не школа, и отношения между детьми и преподавателям должны носить менее формальный характер, быть более непринужденными и спонтанными, но не фамильярными. Занятия с дошкольниками должны проходить в игровой форме.

Естественно, робкому, застенчивому малышу должны разрешить приходить с родителями, пока он не освоится. Обратите внимание, в каком состоянии выходят дети после занятий, не перевозбуждены ли они, не подавлены ли? Если педагог повышает на детей голос, чрезмерно увлекается конкурсами и соревнованиями, вообще, просто если хоть что-то в его поведении вас насторожило, лучше поищите для своего малыша другое место. Ошибка может стоить слишком дорого: ребенок перестанет доверять взрослым, откажется ходить на любые занятия, бросит интересное дело, которое мог бы полюбить.

Даже если в мечтах вы уже представляете свое чадо на олимпийской трибуне или сцене Большого театра, не спешите отдавать его в спортивную или балетную школу. Система занятий в таких школах требует очень быстрой выработки профессиональных навыков. Если малыш не окажется среди лидеров, он будет чувствовать себя неудачником и скорее всего, через некоторое время потеряет к занятиям всякий интерес. Ну, если у ребенка действительно окажутся выдающиеся способности, от него будут требовать все новых и новых достижений, слишком рано превращая кроху в узкого профессионала.

Спорт

В последнее время стало модным отдавать свое малолетнее чадо в спортивные секции. Причем выбираются они, как правило, исходя из интересов родителей. В основном, это секции восточных единоборств, фигурного катания, тенниса и гимнастики. Конечно, родителями движет благая цель - укрепить здоровье ребенка, развить его ловкость, выносливость, координацию. Но главное - не ошибиться в выборе спортивной секции для ребенка. Сделать так, чтобы спорт был во благо и приносил малышу положительные эмоции. Вот некоторые советы, которые помогут сделать правильный выбор.

В раннем возрасте  неординарные физические способности (выносливость, дисциплинированность, стремление тренироваться даже вопреки желанию родителей) проявляются далеко не у всех детей, но ребенка обязательно надо отдавать в спортивную секцию, если он:

 - предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям подвижные игры, бег;

 - энергичен, подвижен;

 - интересуется всеми видами спорта или каким-то одним, где у него есть герой-спортсмен;

 - смел, не боится боли, синяков и шишек;

 - лучше сверстников развит физически, имеет хорошую координацию и пластику;

 - ловко обращается со спортивным снаряжением;

 - кажется, что он никогда не устает.

Спортивные увлечения надо выбирать, ориентируясь на темперамент ребенка. Так, если ребенок непоседлив, нетерпелив, постоянно меняет виды деятельности, ему не подходят виды спорта, требующие длительных однообразных тренировок (например, фигурное катание или гимнастика). Но вполне подойдут командные игры или велоспорт. Даже при выборе упражнений утренней гимнастики для непоседливого малыша надо учитывать, что упражнения должны быть неповторяющиеся (подпрыгнул, перевернулся, присел, залез на шведскую стенку, подтянулся и т.д.).

Если малыш с рождения "тихоня", спокойный и неторопливый, то не стоит отдавать его на занятия такими видами спорта, где необходимы внимание, быстрота реакции и четкая координация движений. Маленькому "созерцателю" придутся по душе сезонные занятия (летом - плавание; зимой - лыжи), а став постарше,  ребенок в качестве спортивного увлечения может выбрать туризм.

Желательно дать ребенку возможность самому выбрать себе занятие по душе. Для этого обязательно посещайте с малышом специализированные выставки и дни открытых дверей в спортивных школах. Если есть возможность, приведите малыша на пробные занятия. Чтобы спорт был в радость, психологи рекомендуют также:

 Учитывать возможные медицинские противопоказания. Даже у полезного "безобидного" плавания в бассейне есть обратная сторона. От хлорированной воды сохнет кожа, смена температур и влажность может привести к частым простудам и т.д.

 

Если вы хотите, чтобы ваше чадо занималось спортом, отдайте его, например, в бассейн. Бассейн дает нагрузку на все группы мышц, закаливает организм и развивает координации способности. Также есть масса других спортивных секций, которые хорошо влияет на развитие ребенка. Например:

-Футбол - этим видом спорта можно заниматься даже в шестилетнем возрасте, но, конечно под наблюдением специалистов, людей опытных и знающих. Если ребенок хочет заниматься самостоятельно, ему должно быть по крайней мере лет 10.

- Баскетбол - это яркая, динамичная командная игра, требующая выносливости, развивающая глазомер и координацию движений. Большинство специалистов считают, что правильней всего приступать к занятиям в возрасте 8-10 лет. В этом возрасте, как показывает практика, лучше всего закладываются основы техники игры в баскетбол, создается база, на которой будет выстроена вся последующая работа по воспитанию хорошего баскетболиста.

-Большой теннис - динамичная игра, которая развивает в ребенке, скорость реакции, силу, выносливость, командный дух игры.

-Хоккей - настоящий мужской вид спорта, закаляет не только организм, но и характер, развивает командный дух, независимость, силу воли. Начинают заниматься хоккеем обычно в возрасте 5-6 лет.

-Фигурное катание - при занятиях фигурным катанием формируется гармонично развитая фигура. Этому способствует программа обучения, которая включает физические нагрузки, хореографию и ледовые тренировки. Фигурное катание развивает у ребенка чувство ритма и музыкальность. Начинать заниматься лучше с 5 - 6 лет.

Спортивные бальные танцы для детей — не только очень красивы и изящны, но также полезны для физического, социального и морального развития ребенка: формируют правильную осанку и красивую походку, развивают чувство ритма Заниматься лучше начинать с 4-5 лет.

 

Восточные виды спорта.

УШУ - китайское боевое искусство, широкий комплекс методов боевой подготовки и оздоровления.

Ушу - это путь к совершенствованию личности, к гармонии человека с окружающим миром.

Ушу развивает гибкость, подвижность суставов и сухожилий, пластику движений, координацию, познание техники дыхательной гимнастики, усиливает физическую и умственную деятельность. Занятия гимнастикой ушу помогут укрепить здоровье малыша, приобрести гибкость, ловкость, силу и грациозность движений. Все эти навыки способствуют развитию мелкой моторики, что напрямую связано с общим развитием речи ребенка и с освоением им новых умений. Кроме того, занятия способствуют улучшению внимания, умению концентрироваться, и вырабатывает дисциплину. Имеют большое оздоровительное- профилактическое значение, оказывает положительное психофизическое воздействие. Главное отличие и преимущество гимнастики ушу в том, чтобы комплексно воздействовать на организм человека. Дети, которые занимаются ушу, более социально адаптированы; они мудрее, терпимее своих сверстников.

Что даст ушу малышу?

Обычно начальная программа включает в себя общефизическую подготовку: упражнения на развитие гибкости, ловкости, силы, быстроты и выносливости, плюс к этому добавляется специальная техника ушу: движения руками, позиции и передвижения, движения ногами, упражнения на концентрацию внимания. При этом у ребенка вырабатывается правильная осанка, укрепляются суставы и мышцы; он меньше болеет. Вообще, при регулярных занятиях развиваются практически все группы мышц. После того как ваш малыш постигнет основы базовой техники, научится делать мостик, садиться на шпагат, то есть окрепнет физически. Дальше будут изучаться гимнастические комплексы (таолу). Таолу - это формальные способы движения. В нем в единое целое сведены прыжки, удары, движения рук и ног, имитирующие бой с одним или несколькими противниками.  Иногда вместо термина „таолу" употребляется название „форма". Когда ребенок освоит самую простую форму - таолу, он сможет перейти к более сложным комплексам. Обычно они выполняются в нескольких вариантах - без оружия, с прямым мечом (цзянь), с изогнутым мечом (дао), с копьем (цян), с шестом (гунь).

Если вы не мечтаете о спортивных рекордах, а просто хотите закалить и развить малыша, то подумайте о занятиях ушу. Современное ушу - это специализированная китайская гимнастика, разработанная на базе традиционных боевых искусств Древнего Китая. Этот вид спорта приобретает все больше сторонников у нас в стране.

Лучше всего начинать занятия с 5-6 лет. В этом возрасте ребенок способен адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их. Некоторые клубы предлагают заниматься гимнастикой ушу с 2-3 лет, но в этом случае речь скорее идет о гимнастике с легким намеком на ушу. Перед тем как записывать ребенка в клуб, посмотрите на его психофизическое состояние! Сумеет ли он адаптироваться в незнакомом коллективе, пусть и не очень большом? Сможет ли ваш малыш 40 минут (как минимум) заниматься в зале? Если ответ на эти вопросы „да", вам понравился тренер, обстановка в клубе, смело ведите кроху на первое занятие.

Соревнование в УШУ.

Даже 5-летние дети могут спокойно принимать участие в любительских соревнованиях между различными клубами ушу. В разных городах соревнования проводятся, как окружного, так и городского уровня достаточно много. Чаще всего они не слишком большие по количеству участников, что дает детям возможность спокойно освоиться в новой для них атмосфере дружеского соперничества. Но вместе с тем подобные соревнования достаточно серьезны: судьи выставляют оценки, проводится награждение медалями и грамотами. В результате у ребенка повышается самооценка, развивается оптимизм, целеустремленность и эмоциональная уравновешенность. К школе ваш малыш будет вполне готов - у него нет проблем с концентрацией внимания; он не подвержен повышенной тревожности. Он научится принимать правильные решения и достигать поставленных целей.