ТЕМПЕРАМЕНТЫ
Темперамент-проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляются подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность. В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждения и торможения. Возбуждение одних участков мозга вызывают торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связанно с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга. Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е.обладать определенной подвижностью.
Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов.
Сангвиники.
-важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки
-обращать внимание на его мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки)
-необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством
-целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное – показать ребенку конечный результат добросовестных действий
-важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности
-учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные устойчивые отношения.
Холерики.
-с пониманием относиться к проявлению активности ребенка
-говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров
-целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка кино, телевидение, чтение – всеет должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.
-необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры, конструирование, рисование, лепка – все что требует усидчивости
-воспитывать у ребенка умение управлять собой
-приучать его к правилам общения: говорить покойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать
-необходимо строго соблюдать режим дня.
Флегматик.
-нельзя принимать окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящие влияние на нервную систему ребенка
-не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложение усилий
-следует чаще хвалить его за скорые действия
-необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия полезные игры, соревновательного характера
-следует побуждать ребенка к движению
-побуждать ребенка к игре, труду, конструированию – активизировать его
-нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности
-пртвлекать ребенка к деятельности в коллективе
Меланхолик
-нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку
-нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки
-целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверено, определенно
-ребенку полезно заниматься спортом
-необходимо разнообразить жизнь ребенка
-надо привлекать его к совместному труду со взрослыми
-важно развивать у него общительность
-необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость